Технический комитет 181 по стандартизации «Игрушки и товары для детства» по итогам рейтинга Росстандарта за 2024 год вошел в ТОП-10 самых эффективных технических комитетов России и стал единственным потребительским комитетом среди лидеров. Всего в рейтинге участвовало 260 технических комитетов.
Руководитель Росстандарта Антон Шалаев поздравил коллектив ТК 181 с новым достижением:
«Работа ТК 181 и оценка его работы – признание устойчивой отраслевой экспертизы, системной и глубокой работы профессионального сообщества, которое формирует стандарты, влияющие на качество жизни наших детей. План работы комитета системно направлен на самые значимые направления стандартизации – технологическое лидерство, цифровую трансформацию, экологическое благополучие, формирование комфортной и безопасной среды для жизни, поддержку семьи и развитие человеческого потенциала средствами обучения и воспитания. Особо отмечу, что для ТК 181 самый маленький и самый важный человек всегда – в центре внимания».
Для ТК 181 это не формальное достижение, это признание важности стандартизации в области, от которой зависит здоровье и безопасность миллионов детей. В топ-10 также вошли технические комитеты в сфере железнодорожного транспорта, строительства, нефтяной и газовой промышленности, электроэнергетики, атомной техники, искусственного интеллекта и другие.
«Достойное окружение. Поздравляю команду Технического комитета и экспертов, кто принимает активное участие в разработке стандартов. Благодарю Росстандарт за оценку наших результатов. Каждый стандарт – это шаг к системному и понятному регулированию рынка детских товаров, к укреплению доверия потребителей. Это действенный механизм выстраивания системы качества в отрасли и инструмент для повышения безопасности и качества жизни детей. В этом — наша ответственность перед семьями и обществом в целом», — прокомментировала председатель ТК 181, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина.
Достоверная экспертиза – основа разработки стандарта
ТК 181 в 2024 году работал над целым рядом национальных и межгосударственных стандартов, актуализируя их и разрабатывая новые. В работе принимали участие представители органов власти, профильных научных и экспертных организаций, экспертные организации в сфере испытаний, юридической практики, эксперты в области детской педагогики и психологии, представители научного сообщества и органов по сертификации, испытательных лабораторий, производители детских товаров.
Ответственный секретарь ТК 181, начальник испытательного лабораторного центра Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей, кандидат медицинских наук Наталия Барсукова подчеркивает, что такой тщательный подход к подбору экспертного состава позволяет ТК 181 при разработке стандартов «максимально учесть требования и контролирующих органов, и ритейла, и, самое главное – потребителей к той или иной продукции». «Очень хорошо организована работа: мы начинаем с установочного совещания, обсуждаем ГОСТ, сроки, создаем рабочую группу, в которую входят и научно-исследовательские организации, и производители, и органы по сертификации — все заинтересованные в разработке этого госта специалисты дают свои предложения. Рассматриваем несколько редакций. В итоге нормативный документ получается комплексным и актуальным. Это очень важно», — отметила эксперт.
«Поздравляю ТК181 и его председателя Антонину Викторовну Цицулину с такой высокой оценкой. Комитет активно работает, поднимает важные вопросы по проблематике детских товаров, которые давно назрели и требуют решения. Фактически Комитет и АИДТ во многом определяют стратегию развития индустрии детских товаров», — подчеркнула директор по качеству ООО «Бытпласт» Надежда Тараканова.
Руководитель проектов ООО «СТЕМ-игры», биоинженер Наталья Ходыкина отмечает, что «Технический комитет 181 привлекает множество узкопрофильных специалистов, чтобы составить максимально близкие к современным реалиям стандарты, и широчайший экспертный корпус из научных учреждений». «ТК 181 не боится браться за стандарты в областях, ранее не представленных в документах по стандартизации. Поэтому совершенно логично, что эта большая и тщательная работы была оценена Росстандартом по достоинству», — говорит она.
Контроль над фталатами
Наталья Барсукова вместе с коллегами из ТК 181 работала над межгосударственным ГОСТом «Продукция, предназначенная для детей и подростков. Газохроматографическое определение фталатов в воде и водных вытяжках из материалов различного состава». Он был разработан впервые.
«ТК 181 по сравнению с комитетом по нефтепродуктам, конечно, маленький комитет, но работа, которую он делает – огромная, важная. В 2024 году ТК 181 вывел на обсуждение ГОСТ, регламентирующий газохроматографический метод анализа содержания фталатов в детских товарах. Эти вещества используются в пластиках для придания гибкости, но опасны для здоровья, особенно для репродуктивной системы. Актуализированы методы испытаний для оценки безопасности детских товаров, содержащих эти вещества. Это единый алгоритм оценки безопасности, который относится и к ТР ТС 007/2011, и к ТР ТС 008/2011. Теперь он гарантирует, что здоровью и жизни ребенка не будет угрожать ни одна игрушка, ни один детский товар, где используется данный пластификатор», — убеждена начальник испытательного лабораторного центра НМИЦ здоровья детей.
Пластично и современно
Надежда Тараканова рассказала, что «участвовала в разработке проекта межгосударственного стандарта «Изделия для ухода за детьми из пластмасс». ОТУ».
«Разработка данного ГОСТа назрела давно. В настоящий момент посуда для детей, в том числе, для детей до 3-х лет, и изделия санитарно-гигиенического назначения детского ассортимента выпускаются по ГОСТ Р 50962-96 «Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс», который носит общий характер и устарел, так как был разработан еще при СССР. Его ассортиментный перечень изделий не отражает современного разнообразия и уровня продукции для детей. Требования стандарта, особенно касающиеся маркировки товара, прописаны недостаточно четко, в ряде случаев противоречат требованиям Технических регламентов Таможенного союза, вызывают разночтения и затруднения в толковании потребителями и проверяющими органами», — описала ситуацию Надежда Тараканова.
Она отмечает, что экспертам ТК 181 удалось устранить эти пробелы: «Теперь ГОСТ дает актуальную классификацию детских изделий, определяет современные требования к продукции детского ассортимента, снимает запрет на использование вторичного пластика. Его применение позволит предприятиям более строго подходить к производству детских товаров, обеспечит однозначное понимание предъявляемых требований, и в итоге позволит повысить качество выпускаемой продукции».
ГОСТ ввел четкие критерии безопасности (никаких вредных примесей, только сертифицированные пластики, силиконы) и термостойкости, чтобы посуда выдерживала нагрев и стерилизацию. Также под стандарт попали изделия по уходу – от горшков до прорезывателей для зубов, где важны и биосовместимость, и гигиенические свойства.
Границы виртуальной реальности
Наталья Ходыкина – активный участник рабочей группы, которая трудилась над разработкой ГОСТов «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке. Руководящие указания по контенту виртуальной реальности с учетом человеческого фактора» (в 2-х частях) и «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей» — в части раздела о шлемах виртуальной реальности.
Руководитель проектов ООО «СТЕМ-игры» подчеркивает, что раньше образовательные аспекты использования технологий виртуальной реальности не были охвачены стандартизацией. При этом она особо отмечает их важность: «Технологии виртуальной реальности нуждаются в стандартизации перед тем, как широко применяться в школах. На рынок выходят различные решения, а компетенции пользователей в сфере образования развиваются с отставанием. Такие стандарты помогают пользователю выбрать среди продуктов на рынке те, которые соответствуют лучшим отраслевым практикам и имеют надлежащее качество».
Утверждение этих стандартов облегчит и ускорит масштабирование новых технологий в образовании, констатирует Наталья Ходыкина. «Так, про шлемы виртуальной реальности ранее ни в одном нормативном документе не было сказано, что они считаются электронными учебными устройствами, — рассказала она. – Теперь учитель, родитель и любой заинтересованный имеет ориентир по времени использования VR на различных возрастных группах, опирающийся на опыт отрасли, накопленный за предыдущие годы».
Стандарты по разработке и использованию контента виртуальной реальности в сфере обучения, над которыми также работал ТК 181, «помогут систематизировать рынок, сделают его более прозрачным для конечного пользователя и стимулируют рост общего уровня продуктов в отрасли», считает эксперт.
«Например, новый стандарт рекомендует открыто указывать инструкцию по работе с приложением, объем предлагаемого образовательного содержимого в часах и какому уровню образования оно соответствует. В целом, чем больше появляется нормативных регламентирующих документов на новые технологии, тем спокойнее их применяют в образовании, расширяя возможности преподавателей», — заключила Наталья Ходыкина.
«Копилка» стандартов
ТК 181 работает в тесной связке с органами государственной власти, реагируя на запросы ведомств по разработке ГОСТов. Так в 2024 году в соответствии с инициативой Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам был разработан ГОСТ «Тетради ученические. Общие технические условия», который четко описывает условия применения вплоть до качества печати государственной символики РФ на обложках: герба, флага и текста государственного гимна России. Цель инициативы заключалась в использовании государственных символов Российской Федерации при оформлении ученических тетрадей, что будет способствовать гражданско-патриотическому воспитанию школьников. В документе отмечается, что на обложках тетрадей можно располагать герб, флаг, текст Государственного гимна России.
ГОСТ Р «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей. Общие требования» был разработан по запросу Роспотребнадзора. Школа XXI века немыслима без технологий и ТК 181 заложил основу безопасности и эффективности цифрового учебного оборудования. Стандарты электронных средств обучения учитывают качество изображения и звука в электронных учебниках и устройствах, уровень безопасного излучения экранов. Прописывают четкие требования к программному обеспечению: простота интерфейса, защита от нежелательного контента, доступность для детей с ограничениями здоровья.
Это значит, что ребенок учится в цифровой среде без рисков для здоровья.
ГОСТы установлены и для других товаров для школьников: на ручки, карандаши, школьные ранцы. Все они не только формализуют требования к качеству и безопасности этих привычных предметов, но и заботятся о здоровье ребенка. Учитывают удобство при письме, чтобы, к примеру, ручка не провоцировала перенапряжение кисти, безопасность материалов, устойчивость к истиранию и поломкам – этот критерий очень актуален для рюкзаков, как и наличие ортопедической спинки, вес изделия и обязательные светоотражающие элементы.
Отдельный ГОСТ для одежды — «Световозвращающие элементы детской и подростковой одежды. Общие технические условия» — дает инструмент безопасности в темное время суток. Он определил минимальные площади светоотражающих поверхностей, закрепил требования к стойкости материалов при стирке, установил расположение отражателей для максимальной заметности. По сути, стандарт учит и производителей, и родителей культуре безопасности ребенка на улице.
В числе достижений ТК 181 за 2024 год эксперты отмечают еще ряд стандартов. К примеру, классифицирующие и определяющие термины в группах игрушек, школьно-письменных принадлежностей, продукции для младенцев и детей ясельного возраста. Это тот случай, когда стандартизация начинается с правильных слов. ГОСТы четко определили классификацию продукции, виды, терминологию. Производители, контролирующие органы, педагоги, психологи и сами родители наконец получили единый словарь.
Это важно и потому, что с терминологией связано, к примеру, применение Технического регламента ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»: если продукт классифицирован как «игрушка», он попадает под одни нормы безопасности, а если это уже «учебное пособие» — совершенно другие.
В группе игрушек также пересмотрены требования безопасности к химическим наборам для опытов. ГОСТ межгосударственный для стран ЕАЭС, он учел требования европейского собрата, но локализован под особенности российского рынка и образовательных традиций. Теперь маленьким химикам гарантированы безопасные сценарии в концентрации хим. веществ – без ожогов или отравлений, а инструкции по безопасности стали по-настоящему структурированным руководством.
ГОСТ Р «Велосипеды для детей дошкольного возраста. Требования безопасности и методы испытаний» во главу угла поставил безопасность детского транспорта. Он закрепил стандарты устойчивости конструкции, наличие эффективных тормозов, требования к материалам, обязательность элементов для снижения риска травм, таких, как ограничитель рулевого управления, наличие световозвращающих элементов. При этом ГОСТ получился адаптированным и практичным, так как учел климат и дорожные условия.
ГОСТ на манежи и стульчики для кормления гарантирует отсутствие острых углов, исключает использование опасных материалов, четко разграничивает возраст. ГОСТ «Мебель детская. Матрацы для детских кроваток и колыбелей. Требования безопасности и методы испытаний» становится основой здорового сна малыша. Он предписывает использование только гипоаллергенных материалов, строго ограничивает жесткость и высоту, регулирует вентиляцию.
Деятельность Технического комитета ведется открыто, анонсы о формирования перечня стандартов для разработки, проведение общественных слушаниях, информирование об их вступлении в силу – публикуются в отраслевом издании «Вестник ИДТ» и на сайте технического комитета. Состав ТК постоянно обновляется и охватывает более 300 высококвалифицированных экспертов, взаимодействие с которыми происходит на базе отраслевых групп по разработке стандартов.
